Главная » Статьи » Идеи для творчества

Мастер-класс. Технология изготовления скульптуры из клееного массива

Мастер-класс. Технология изготовления скульптуры из клееного массива

Мастер-класс Милькова Н.Ф.,
преподавателя резьбы по дереву

МОУ ДОД «Школа искусств №2» г. Усть-Илимска,

Народного мастера Иркутской области

 

Массив набирается под склейку из заранее заготовленных щитов, выпиленных по шаблону по типу выкройки, максимально приближенной к форме будущей скульптуры.


Данный подход предназначен для обучения в школах ремесел, учебно-производственных мастерских с целью экономии материала и времени, способствует развитию пространственного видения и конструкторского мышления.


Технология позволяет использовать материал любого качества с древесными пороками, обрезки деревопроизводства и т.п.
Главное условие – влажность материала должна составлять не более 10%


Этап 1 Создание эскиза шаблона в натуральную величину.

 

На шаблоне вычерчиваются выкройки, соответствующие каждому слою – срезу (чтобы легче ориентироваться в размерах, вначале нужно вылепить модель из пластилина или глины в масштабе).

Этап 2 Профиль разбивается на «срезы» в зависимости от толщины используемого пиломатериала. В данном случае были использованы отходы кедровой доски, размером 950х50х150 мм.
При склейке и обработке щита-среза в чистоте получилось 45 мм, поэтому весь профиль разбивается на сектора по 45 мм: 15 щитов+ 1 запасной.

Весь материал нужно распилить на бруски, равные толщине (в данном случае 50х50).
Бруски накладываются на выкройку, подбираются по форме выкройки, пороки и сучки убираются внутрь .

Этап 3 Последовательно склеить щиты в ваймах, подписывая порядковый номер каждого.
Щиты фугуются и рейсмусуются в размер 45 мм.
На каждый щит перевести выкройку, соответствующую ее местоположения в скульптуре и выпилить по контуру ручным электролобзиком.

Этап 4 Выпилить контур по выкройке.
В щитах необходимо оставлять перемычки, соединяющие основание и фигуру в местах будущих пустот.

Этап 5 Готовые срезы-слои нужно разобрать по порядковым номерам, проверить соответствие форм и подгонку слоев друг к другу.

Этап 6. Если между слоями появляется зазор, их нужно прифуговать или зашлифовать.

Производим первую контрольную сборку без клея для проверки зазоров, уточнения размеров.

 

Этап 7.После устранения всех недочетов производится склейка основного массива струбцинами, ваймами и любыми подручными жимами.

Так как массив крупный, необходимо оставить его для высыхания в жимах на срок не менее 24 часов.

Этап 8 Когда произведено уточнение размеров, подгонка форм к шаблонам (для этого используется дополнительный щит) приступаем к первичной обработке.

Выпиливаем и вырубаем перемычки на месте будущих пустот




Этап 9 Надежно закрепив заготовку на верстаке, соответствующем росту работающего, начинаем грубую обработку профильными стамесками и топором.
 

Во время грубой обработки могут использоваться ударные инструменты: перфораторы, электроинструменты для пробивания штроб.

В данном случае применялся МЭУ - 125 «Ритм» с переделанными бойками под профиль-ные стамески.

Обрабатывая поверхность заготовки, постепенно доводим форму до соответствия объемной (вылепленной) модели. В первую очередь обрабатывается фигура медведя.
Подставка с рыбой оставлена на более поздний срок, т.к. служит основанием и после обработки может быть хрупкой.

Этап 10. Закончив грубую обработку фигуры, начинаем наносить фактурную резьбу, имити-рующую шерсть медведя.

 

Постепенно завершаем фигуру, имитируя мышцы, складки и характерные особенности зверя.

Этап 11. Когда закончена силовая и ударная работа, можно приступить к обработке основания и проработке фигуры рыбы.
Заготовку можно расположить на верстаке, на полу или на любой подставке для того, чтобы был доступ к сложным местам. Обработка основания и рыбы проводится в той же последовательности, что и в основной фигуре.
Используются разнообразные инструменты: крупные и мелкие профильные стамески, церазики и уголки. Если после нанесения «фактуры» форма скульптуры не соответствует пропорциям, ее необходимо удалить, исправить недостатки и нанести заново.

При нанесении «фактуры» необходимо следить за остротой испытуемого инструмента, чтобы не пришлось шлифовать для последующей отделки морилкой и лаком.

Необходимо учитывать, что при покрытии водными морилками подчеркиваются все царапины, огрехи, пороки древесины, засмолка и др.

Этап 12. Основание: камни и рыба шлифуются после выявления основных форм т.к. этого требует фактура. На поверхность рыбы нужно нанести фактурную чешую.


 

Этап 13. Данная скульптура предназначена для установки на улице и будет подвержена влиянию атмосферных явлений.
Готовую скульптуру нужно обработать пропиткой для дерева «Здоровый дом» (цвет «палисандр»)

Для подчеркивания фактуры и объема было произведено частичное вытирание и «состаривание» поверхности и защита ее яхтным матовым уритан-алкидным лаком на 2 слоя.

Категория: Идеи для творчества | Добавил: amir_studio (04.05.2014)
Просмотров: 1091 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: